Повышенные требования, предъявляемые современными экологическими нормами к качеству выхлопных газов, вынуждают производителей устанавливать на автомобили специальные устройства контроля — катализаторы. Они входят в систему двигателя и участвуют во многих процессах, а поэтому постоянно подвергаются повышенным нагрузкам.
За эффективную же работу катализатора отвечает лямбда зонд, который является специальным датчиком для измерения состава топливно-воздушной смеси, получаемой на выходе из катализатора, то есть выхлопа.
Лямбда зонд – это, по сути, датчик уровня кислорода, который контролирует его содержание в выхлопных и отработанных газах авто. На большинстве современных транспортных средств, в том числе и на Ауди 4, лямбда зондов может быть установлено два штуки (а в некоторых моделях — четыре): на входе и выходе катализатора. Это помогает более эффективно контролировать выполнение экологических норм, а также следить за работой нейтрализатора. Электронный блок управления получает сигналы, поступающие от датчика, и регулирует объем компонентов для воздушно-топливной смеси.
Основными функциями лямбда зонда являются:
Основой конструкции лямбда зонда являются элементы гальванического типа, у которых имеется твердый электролит керамического состава, выполненный из диоксида циркония. Сверху он покрыт напылением оксида иттрия и слоем токопроводящих электродов пористой структуры. Работа устройства начинается только после прогрева до температуры 300°С. За счет высокой температуры в процесс включается электролит из циркония, пропускающий сигнал об уровне напряжения на выходе.
В практике широко распространены датчики основных двух типов:
В широкополосном датчике определение содержания кислорода в смеси топлива обеспечивается посредством снятия показаний силы тока на входе. Его конструкция оснащается элементом закачки и керамическим двухточечным элементом.
Двухточечные лямбда зонды являются керамическими элементами, с нанесенным на двух сторонах диоксидом циркония. Измерение показателей смеси происходит электрохимическим способом.
И хотя кислородные датчики конструктивно просты и не отличаются сложным принципом работы, они являются одним из самых уязвимых мест моторного агрегата Ауди А4. Максимальный ресурс работы каждого элемента обычно не превышает 80-85 тысяч км пробега, после чего в работе датчика появляются погрешности, что сказывается на общей работоспособности авто.
Сначала прибор начинает работать с перебоями, считывая показания некорректно. Это приводит к тому, что параметры топливно-воздушной смеси не контролируются системой, и ее подача в цилиндры происходит в неправильных пропорциях. Они выдаются с усредненными показателями, а это в результате приводит к некорректной работе движка.
Основными показателями выхода из строя лямбда зонда являются:
Причин, которые могут привести к выходу из строя датчиков, несколько:
Неработающий датчик вносит дестабилизацию в работу автомобиля. Поэтому в случае наличия указанных выше факторов следует провести осмотр системы выхлопа, которую должен проводить человек, имеющий опыт и специализацию в данной области.
Вышедшие из строя лямбда зонды требуют замены, а это удовольствие не из дешевых. Поэтому одним из вариантов решения проблемы с датчиками является обманка лямбда зонда Ауди А4. Эти устройства не только помогут восстановить работоспособность авто, но и обеспечат эффективную работу ЭБУ, а также предотвратят появление сигналов от катализатора о неудовлетворительном состоянии топливно-воздушной смеси.
Вариантов обманок для установки на Ауди А4 существует несколько:
Установку таких устройств, особенно сложного типа (электронных эмуляторов), при отсутствии опыта провести самостоятельно очень сложно. Поэтому решением таких вопросов должны заниматься квалифицированные автомеханики, которые имеют, помимо прочего, и специализированное диагностическое оборудование. При этом подбирать обманку также следует, исходя из модели Ауди А4, года выпуска и типа кузова.