Узел из керамической матрицы и кожуха размещен на магистрали отработанных газов. Целевое назначение – очистка, регенерация, уменьшение токсичности на выхлопе.
Сажевый фильтр считается обязательным очищающим узлом автомобиля с дизельным приводом. Связано это с введением норм выше Евро-4. Требования к изделию обоснованы, поскольку они направлены на ограничение выбросов в окружающую среду токсичных веществ, хлопьев сажи, оксида азота.
Устройство располагают непосредственно за выпускным коллектором и часто называют фильтром с каталитическим покрытием. Нередки случаи, когда нейтрализатор составляет единое целое с матрицей. Узлом предусмотрены: датчик давления, оценивающий уровень засоренности элемента, сенсор, по сигналу которого контролируется температура узла.
Главный элемент этого блока – керамическая сердцевина ячеистой, пористой конструкции. Эта своеобразная матрица облачена металлическим кожухом (корпус).
Отработанные газы, проходя фильтр, оставляют на стенках керамической матрицы крупинки сажи, засоряя его. Функции этого изделия ориентированы очищать и регенерировать эти отложения. По мере увеличения пробега авто накопившиеся частицы препятствуют свободному потоку выхлопа, что негативно отражается на мощности мотора.
В таких случаях, электронный блок фиксирует превышение давления выхлопных газов, чрезмерное засорение матрицы. Очистка последней выполняется методом пассивной или активной регенерации.
Первая происходит при 600-650 °C и связана с управлением двигателя. Здесь важен уровень сопротивления, которое препятствует потоку выбрасываемых газов. Регенерация включается автоматически, когда способность очистки снижается ниже нормы. При пассивной регенерации обороты двигателя должны быть настолько высокими, чтобы выработанный объем газов смог эффективно продуть частицы сажи из фильтра.
Осевшие или налипшие на матрицу наслоения подвергается прожигу при 600 °C при работающем моторе.
Следует знать, что, кроме основной дозы горючего, цилиндр получает дополнительный впрыск, который, частично минуя поршневое пространство, сгорает уже в выхлопной магистрали. Но часть топлива просачивается через кольца в картер. Двигатель вынужден работать частично на моторном масле, а выхлопные газы разогреваются внутри линии, выжигая сажевые налеты.
Активный процесс основан на принципе принудительного повышения температуры выхлопа. Подобные принуждения предусматривают температуру 350-500 °C, но это недостаточный температурный режим, чтобы достичь эффекта регенерации. Более того, постоянно протекает окисление, сжигание сажи катализатором. В этом случае подбирается принудительная, то есть активная регенерация СФ.
Подобный подход предусматривает:
Заключается такая операция в следующем:
Инструкция предусматривает выезд транспорта на трассу, чтобы дать двигателю максимальные обороты и продуть налеты сажи. Таким образом, чистота узла сокращает выброс токсичных веществ через глушитель до 100%.
Первые симптомы неисправности фильтра возникают из-за его засорения. Определяется этот фактор датчиком противодавления, который посылает сигнал ЭБУ (электронный блок управления). Это извещение о неисправности приводит к загоранию лампочки на панели приборов.
Неполадки, возникающие при 100 и выше километров пробега, приводят к:
Процесс выжигания контролируют датчики, которые или препятствуют ходу действия, или работают в режиме, не очищающем СФ. Образование черных наростов происходит из-за неполного сгорания солярки, при том образуются частицы окиси углерода до 1 мкм. Химическая составляющая ее представлена углеродным ядром в связке с углеводородами, оксидами металлов, серой, водой. Проблема заключается в необходимости регулярной очистки наслоившихся наростов.
Причиной раннего засорения полости узла служат:
Профессионалы сервисного центра выполняют комплексный подход к диагностике Тайоты Прадо 150 на дизельном ходу, начиная с программирования узлов EGR (рециркуляция выхлопных газов), назначение которого — возврат во впускной коллектор выхлопных газов на дожигание. Отработанные выхлопы с системой EGR обладают меньшим содержанием токсичности, возможностью нейтрализации оксида азота как опасного загрязнителя атмосферы.
Принцип действия клапанов рециркуляции и электромагнитного основаны на возврате конкретного объема газов в цилиндры к заданному моменту времени. Клапан EGR предназначен переадресовывать отработку из выпускного коллектора во впускной. Эта электронная начинка привязана к датчикам:
Выполнение операций производится на специальном оборудовании наших СТО.
Рекомендуемая промывка химическими реагентами не дает желаемого эффекта.
Наша авторизованная СТО предлагает услуги перепрошивки бортовых компьютеров, ЭБУ с целью программного удаления сажевого фильтра. Диапазон ремонтных операций охватывает замену узла новым или пламегаситель с обманкой, монтаж оригинальных (заводских) нейтрализаторов, установку электронных обманок с переориентацией на Евро-2, устранение ошибок Р-0420, замену гофры, диагностику системы выхлопа, прочие работы по выхлопной магистрали.
Персонал сервиса предлагает варианты замены узла или установку пламегасителя из нержавеющей стали.
Корпус фильтра вскрывается болгаркой. На освободившееся место монтируется отрезок перфорированной трубы. Автомобилю возвращается нормативная мощность мотора, низкий шум и чистота выхлопа. Операция носит название физического удаления.
Устранение СФ имеет больше преимуществ, чем минусов:
К минусам относятся: удаление СФ вместе с катализатором и вред, наносимый экологии.