Современные автомобили оборудованы дополнительными изделиями для снижения уровня токсичности выхлопных газов. Так, для бензинового типа характерны штатный катализатор и датчик кислорода. На дизельных моторах устанавливается сажевый фильтр, помимо катализатора. Такое новшество введено после подписания ряда соглашений на межгосударственном уровне между Европейским союзом, Японией и США – так называемый климатический закон. Теперь, начиная с 2001 года, автомобильные производители обязаны инсталлировать дополнительное оборудование для контроля и снижения уровня токсичности, содержания сажи в потоке пламени.
Внешне фильтрующий элемент имеет различную форму, в зависимости от параметров и габаритов. Сажевый фильтр БМВ Х3 Е83 овальной формы и с керамическими сотами внутри. По периметру имеется металлическая обшивка. В качестве альтернативы используется нержавеющая сталь.
Основное назначение фильтра — отбор частиц сажи с потока выхлопных газов, которые идут из камеры сгорания. В одной молекуле сажи содержится несколько атомов воды, серы, более пяти оксидов металлов. Проходя через сажевый фильтр, потоки очищаются. Далее они следуют в катализатор для снижения температуры, дополнительного очищения, уменьшения уровня шума. На этом нахождение выхлопов в катализаторе окончено, они следуют в резонатор, глушитель и выходят в атмосферу. Систематическая работа с выхлопными газами приводит к изнашиванию сажевого фильтра и его выходу со строя. Нужна профилактика и замена.
Перечень поломок не является исчерпывающим и может дополняться новыми факторами в каждой конкретной ситуации.
Прежде чем приступать к ремонтным работам, нужно подготовить подручный материал и оснастку. В данном случае это — инструменты, сварочный аппарат, шлифовальная машинка, ключи и головки разных размеров. При условии недостаточной освещённости, рекомендовано использовать переносную лампу.
Полная диагностика заключается в подключении цифровых датчиков к силовому агрегату, иным важным узлам и системам. Главная информация считывается с центрального блока управления, так как все данные передаются ему. Проанализировав имеющиеся данные, можно приступать к ремонтным работам:
Для окончательного завершения процедуры нужно перепрошить центральный блок управления автомобилем, так как ЭБУ всё ещё помнит о наличии катализатора и сажевого фильтра. Прошивка осуществляется с помощью портативного ноутбука, содержащего предустановленную программу для перезаписи данных прошивки. Запускаем мотор, программу, заходим в раздел «Двигатель и параметры», находим данные о прошивках. Выбираем нужный нам вариант и нажимаем клавишу «Установить». Как показывает практика, наиболее подходящий вариант прошивки – «Евро-2» или «Евро-3». Во время процедуры перезаписи программа запросит несколько раз заглушить и запустить мотор — это нормально. Сам процесс занимает не более пяти минут. По окончании процедуры индикатор ошибки перестанет гореть — это значит, что всё сделано верно, никаких ошибок. Если такового не произошло, значит, следует искать неполадки на протяжении всей цепочки.
Автомобиль должен использоваться строго по назначению. Не следует превышать рекомендованный скоростной режим. При возникновении неполадок нужно немедленно обращаться в сертифицированные сервисные центры для проведения диагностических и ремонтных работ. Во время проведения ремонта желательно устанавливать только качественные и оригинальные запасные части.